Почему следует соблюдать режим?

По мнению врачей, режим в детском саду, который заключается в ежедневном повторении действий в одно и то же время, способствует формированию у детей стабильного психического и физиологического здоровья. Например, одной из главных причин, с которыми врачи связывают появление рахита или скарлатины, является как раз нарушение режима. Сбитый график в свою очередь приводит к отклонениям в протекании обменных процессов в организме и к понижению его устойчивости к инфекциям.

Всем мамам знакома ситуация, когда ребенок не хочет ложиться спать днем. Однако подобный пропуск дневного отдыха может спровоцировать разного рода нервные расстройства. Пока малыш спит, происходит восстановление клеток его головного мозга, улучшается восприятие новой информации. Если кроха не выспался, а его нагрузили уроками или с ним случилось яркое эмоциональное происшествие, все это способно стать причиной развития гиперактивности и разных тиков.

Кроме этого диетологи и специалисты в сфере питания из университета в Чикаго сделали выводы о том, что несоблюдение последовательности действий и их временных рамок в детском саду и дома чревато ожирением. В результате из-за недостатка сна происходит неправильное распределение таких гормонов как грелин и лептин, что повышает аппетит у ребенка.

Ожирение у ребенка
Ученые пришли к выводу, что недосып и отсутствие режима дня провоцирует ожирение у детей

Однако и с психологической точки зрения можно найти факты в пользу режима. Например, благодаря его соблюдению идет систематизация и приучение малыша к порядку, что помогает ему быстрее адаптироваться в детском садике. Когда ребенок оказывается в новых для себя условиях, то выполняя одни и те же действия по графику, он раскрепощается, так как знает, что после обеда будет сон, за ним занятия, после чего придет кто-то из родственников.

Приблизительный распорядок дня в обычном ДОУ

Дневной распорядок в детском саду состоит из:

  • режима питания, а именно – времени и количества приемов пищи;
  • дневного сна;
  • прогулок;
  • времени приема детей;
  • игр и занятий.

Воспитатели принимают детей в сад с момента начала его работы и до 8 часов утра. Период, пока длится прием, является временем самостоятельных игр в помещении группы или на площадке в теплое время года. Перед завтраком время с 8.00 и до 8.20/8.30 отводится для утренней гимнастики с воспитателем или физработником и для подготовки к завтраку.

Начиная с 9.00, для детей проводятся занятия, направленные на то, чтобы они познавали окружающий мир, развивали свои речевые навыки и знакомились с основами математики. За проведение занятий отвечают воспитатели. Они заблаговременно должны прописывать план деятельности, чтобы уложиться в отведенное для этого время. Помимо воспитателя с малышами также могут заниматься музработник и физкультурник.

Занятия музыкой
В первой половине дня у детей могут быть занятия музыкой или физкультурная разминка

Кроме обычных занятий в группе ребята могут посещать 2 раза в неделю бассейн, если таковой имеется. В старших и подготовительных группах также организовывают дополнительные занятия с логопедическим уклоном, на которых дети тренируют свою речь. Проводить их обязан только учитель-логопед.

Предлагаем ознакомиться  Эреспал курс лечения для детей

Длительность и количество занятий зависит от возрастных показателей. Для дошкольников младшего возраста проводится 2 занятия в день, одно перед сном, другое после. В средней группе педагог занимается с малышами два раза в день в совокупности 10 часов. У старших дошкольников количество занятий увеличивается до трех, также растет и их продолжительность.

После того, как занятия окончены и дети получили второй завтрак, приходит время прогулки. В яслях прогулка начинается раньше, чем в других группах, а следовательно, и заканчивается тоже раньше, обедают дети в них соответственно самыми первыми. Так как в ясельную группу детки ходят в 2-3 года, учитывая особенности маленького организма, время бодрствования сокращается, а дневной сон наоборот становится дольше.

С возрастом период активности у ребенка растет, тем самым организм крохи постепенно готовится к школе и режиму в ней. В средней группе прогулки обычно длятся до 11.30-11.50, а в подготовительной – вплоть до 12.15-12.30. После возвращения с улицы ребят ждет обед и дневной сон. Помещение, где спят дети, должно быть заранее проветрено, а кроватки подготовлены ко сну. Самые маленькие отправляются спать в 12.30, самые же старшие в 13.00-13.15.

Дневной сон
Дневной сон помогает восстановить силы ребенка

Вторая половина дня

Время подъема в детском саду во всех группах одно и то же. Деток будят в 15.00, после чего следует их умывание, переодевание и полдник. В младших группах после этого проводится второе общеобразовательное занятие, в средних и старших для ребят наступает время самостоятельных игр, чтения, мультиков или посещения кружков, которые имеются в заведении.

Время вечернего питания может варьироваться в зависимости от установленного режима. Поужинав, малыши обычно отправляются снова гулять на улицу, куда за ними понемногу начинают приходить родители. В зимний период вторая прогулка длится недолго, поэтому ребят забирают домой в помещении группы.

Если режим дня в садике соответствует возрастным характеристикам ребенка, то он поможет укрепить здоровье малыша, а также гарантирует его хорошую работоспособность. Вместе с этим он обеспечивает смену деятельности детей и защищает их от переутомления. Ребенок, который привыкает к режиму, заранее настраивается на новую деятельность, в результате чего она проходит более плодотворно и эффективно. Дети, которые соблюдают режим дня, имеют более устойчивую психику и меньше склонны к вирусным заболеваниям.

Предлагаем ознакомиться  Как лечить бородавки у детей и стоит ли бить тревогу? Удалить любой тип бородавки очень просто и безболезненно!

Когда педагоги планируют расписание дня в детском саду, то они в первую очередь учитывают тот факт, что активность и работоспособность ребенка на протяжении дня разная. Наиболее активны дети с восьми часов утра до двенадцати часов дня и с четырех часов дня до шести часов вечера. Самая минимальная работоспособность у детей – это приблизительно с двух часов до четырех часов дня.

Работоспособность у детей

наиболее высокая
наиболее низкая

с 8:00 до 12:00

с 16:00 до 18:00

с 14:00 до 16:00

после 20:00

Режим дня для детей детского сада

Дошкольные образовательные учреждения практикуют полное соблюдение режима дня детьми. Однако родители могут дать некоторые послабления своему ребенку в выходные дни, что не может не отразиться на его состоянии позже. В понедельник таким детям достаточно тяжело, так как они быстро утомляются.

На протяжении всего дошкольного детства режим в детском саду претерпевает лишь небольшие изменения. Незначительно меняется продолжительность дневного сна и время прогулки.

Режим дня в садике имеет свои отличия для младших и старших детей. Педагоги младших групп больше уделяют внимание развитию культурно-гигиенических навыков, чем непосредственно образовательной деятельности. Сами занятия здесь короче, длятся они по 10-15 минут. Воспитатель проводит занятие по подгруппам.

С возрастом детей увеличивается не только сложность занятия, но и его продолжительность. Поэтому на дневной сон остается меньше времени, а прогулка, наоборот, увеличивается.

Организация распорядка дня в ДОУ имеет важное значение для детей. Родители должны знать, как спланирован день в детском саду у ребенка, и стараться придерживаться этого режима и дома.

Особенности режима в детском садике

Естественно, у детей не получается сразу перестроиться на непривычный режим, которого придерживаются в детском саду, поэтому родителям рекомендуется еще до поступления в выбранное учреждение приучить кроху дома соблюдать соответствующий график. Ознакомиться с ним можно на сайте будущего ДОУ или в его воспитательной программе.

Стандартный график всех ДОУ рассчитывается на 12 часов, которые ребенок проводит в дошкольном заведении. Иногда заведующей могут вноситься определенные небольшие корректировки расписания в соответствии с географическим положением и климатом. Однако основные положения, касающиеся временных границ сна, занятий и бодрствования остаются такими, какими они указаны в санитарно-эпидемиологических правилах и нормативах СанПиН 2.4.1.2660 – 10.

Ниже перечислены главные нюансы расписания в детских садиках:

  • Учет возрастных особенностей детей для их гармоничного развития. Активная деятельность малышей в возрасте от 3 до 7 лет не должна превышать по длительности 5,5-6 часов, до 3-х лет – согласно медицинским предписаниям.
Предлагаем ознакомиться  Скорочтение для детей - подготовка, тренажеры, развивающие курсы
Период активности в садике
Период активности в садике соответствует возрастным нормам детишек
  • Допустимая образовательная нагрузка в неделю для дошкольников, включающая также дополнительные занятия: для младших групп, которые посещают дети до 4 лет, – объем составляет максимум 11 занятий, в средних группах с малышами до 5 лет – 12, в старших группах с пятилетками – 15, а в подготовительных группах с детьми до 7 лет – 17 занятий.
  • Время года. Для теплого и холодного сезонов существуют два отдельных режима. Основное различие между ними заключается в том, что когда на улице тепло воспитатели встречают малышей на свежем воздухе, а не в помещении, и большая часть бодрствования и физической активности тоже проходит на улице.

Один день в детском саду, примерный план

Большинство дошкольных учреждений работает по двенадцать часов (с 7.00 до 19.00). Распорядок дня в садике составлен соответственно: начиная с семи утра – прием детей, заканчивая их уходом домой в семь часов вечера.

  1. Утро. В утренние часы воспитатель принимает детей, проводит с ними зарядку и организованную образовательную деятельность (занятия). Также дети утром завтракают, а в свободное время они могут поиграть или пообщаться с другими ребятами.
  1. День. Дневное расписание детского сада включает в себя прогулку, обед и дневной сон.
  1. Вечер. Вечерним считается время после сна и до ухода детей домой. В эти часы у ребят появляется больше времени для самостоятельной игрой деятельности, а педагог может выкроить несколько минут для индивидуальной работы с тем или иным ребенком.

Режим питания в саду

Перед работниками детского сада, которые отвечают за график питания, стоит следующая задача: приготовление еды, заблаговременная расстановка тарелок с горячими блюдами, чтобы они остывали, после чего подача без задержек второго и третьего.

Время Прием пищи Возможные блюда в меню
8:30 Завтрак Горячее блюдо (каша/ запеканка или другое блюдо из творога/ блюдо из яиц), бутерброд и напиток
10:00 Второй завтрак Напиток (сок или компот) с фруктами или без них
12:00 Обед Первое блюдо (суп/ борщ), второе (гарнир плюс мясное или рыбное блюдо), закуска (салат/ овощи), напиток (кисель или компот)
15:00 Полдник Напиток (молоко/ кефир/ чай/ сок) и кондитерское изделие
18:00 Ужин Блюда из мяса, рыбы, овощей, творога, салаты и горячие напитки
Еда в садике
Еда в садике восполняет нехватку витаминов и минералов, ее энергетическая ценность точно рассчитана